В 2010 году в городе Хабаровске на Дальневосточной железной дороге – филиале ОАО «РЖД» открылся музей истории Амурского моста. Инициатор и организатор создания нового музея – главный инженер ДВОСТжд Крапивный Владимир Антонович.
Первым экспонатом музея стал 127-метровый пролет моста образца 1916 года, демонтированный в 2000 году в ходе реализации первой очереди реконструкции мостового перехода через реку Амур. Металлическая ферма – главный экспонат музея Амурского моста – уникальный, сохраненный целиком образец фермы конструкции профессора Лавра Дмитриевича Проскурякова с однораскосной решеткой и полигональным верхним поясом, получившей Гран-При – Большую золотую медаль Всемирной выставки технических достижений, проходившей в 1900 году в Париже.
Рядом с царским пролетом Амурского моста установлены мостовые конструкции в натуральную величину различных конструктивных решений и исторических периодов: пролетное строение моста 1898 года через реку Кардонка (линия Уссурийск-Рассыпная Падь) балочной конструкции с ездой поверху; опорная часть пролетного строения образца 1920-х годов; макет «деревянный ряж с ледорезом» образца 1940-х годов.
Особое место среди натурных экспонатов музея занимает двадцатиметровый макет «железобетонная эстакада Амурского моста 1916 года», выполненный в масштабе 1:10. Левобережная подъездная арочная эстакада (аркада) через Бешеную протоку конструкции Григория Петровича Передерия, построенная в начале ХХ века, являлась первым на Азиатском континенте мостовым сооружением, выполненным из железобетона. В ходе проведения работ первой очереди реконструкции Амурского моста в 1999 году железобетонная эстакада была полностью демонтирована.
Дополняют музейную экспозицию под открытым небом следующие натурные экспонаты:
- автомотриса служебная «АС-1А» 1934 года выпуска, которая изначально представляла собой несамоходный двухосный вагон, использовавшийся в качестве передвижного штаба командующего Особой Дальневосточной краснознаменной армией (ОДКА) В.К. Блюхера;
- грузопассажирский тепловоз «2М62» 1983 года выпуска; электровоз «ВЛ » 1978 года выпуска, который первым прошел по мостовому переходу через реку Амур после завершения электрификации участка Хабаровск-Бира;
- паровоз Еа 1944 года выпуска, который изготавливался в США по чертежам советских кострукторов и поставлялся в СССР по ленд-лизу;
- паровоз П-32 «Победа», который в народе именовался «Лебедянкой»;
- локомобиль – компактный передвижной паровой двигатель, который приводил в действие насосы, электрогенераторы и другие механизмы, использовавшиеся, в том числе, на железной дороге;
- конструкция сборной железобетонной обделки транспортно-дренажной штольни и сегменты кольца сборной железобетонной обделки нового Кузнецовского тоннеля, строительство которого ведется с 2009 года на линии Комсомольск – Советская Гавань ДВОСТжд.
В 2010 году на музейной площадке возведено бревенчатое здание в стиле ретровокзала, в котором представлена экспозиция мостового музея, посвященная истории сооружения, восстановления, эксплуатации и реконструкции искусственных сооружений – мостов, тоннелей, водопропускных труб – Дальневосточной магистрали. При проектировании музейного помещения для стационарной экспозиции музея Амурского моста был взят за основу чертеж первого вокзала ст. Вяземская Уссурийской железной дороги, построенного в 1897 году.
Своеобразной особенностью музея истории Амурского моста является его месторасположение – на правом берегу Амура, непосредственно рядом с действующим совмещенным мостовым переходом, с великолепной панорамой великой дальневосточной реки.